Защитник Александр Пуцко ― выпускник Академии имени Фёдора Черенкова, с 2010-го выступал за дубль красно-белых, а с прошлого сезона является игроком «Спартака-2». Кроме того, на его счету кубковый матч за основной состав против белгородского «Салюта». В интервью пресс-службе клуба футболист вспоминает, как оказался в заявке основы, рассказывает, кто лучше всех играет в PlayStation, и выражает желание выйти в ФНЛ.
— Вы выпускник спартаковской академии, но занимались в ней только с 14 лет. А где делали первые футбольные шаги?
— В родном городе Унече, это в Брянской области. Меня тогда приглашали играть за команду брянского «Динамо» на разных турнирах. На одном из них ― кажется, в Курске ― меня и еще двоих ребят заметил селекционер «Спартака» и пригласил на просмотр. Остался в итоге только я.
— И кто же в семье дал добро на ваш переезд в Москву?
— Отец. Мама была против, и это понятно: ей не хотелось отпускать сына в таком возрасте. Но отец в семье главный: как он сказал, так и сделали.
— Вам уговаривать родителей не пришлось?
— Я только сказал, что очень этого хочу. Решение принял папа.
— И каково было в таком возрасте оказаться одному в большой Москве?
— Первые месяц–два было тяжеловато, конечно. Но я довольно быстро привык. У нас были ребята, которые звонили родителям, плакали, просились домой. Некоторые даже уезжали. Но у меня такого не было. Я прекрасно понимал, куда еду и что будет нелегко. Да и хорошо, что рядом был брат: он учился в Москве.
— Что оказалось самым тяжелым?
— Привыкнуть к большому городу.
— Не терялись ни разу?
— Мы обычно человек по пять–шесть ходили! (Смеется.)
— Еще будучи учеником академии, вы поехали на сборы с дублем. Затем еще и получили вызов в юношескую сборную. Нос не задирали?
— Это, конечно, надо спросить у тех, кто со мной общался, но вроде не было такого. Рад был, конечно, и родители радовались. Но задирать нос не имел повода: это ведь только сборы.
— Какими оказались впечатления от сборов?
— Поначалу было нелегко. Ребята в команде были постарше, 89–90-го годов рождения. Но постепенно привык. Очень повезло, что тренером дубля в то время являлся Дмитрий Иванович Гунько. Он очень хороший специалист. Для нас, молодых ребят, работа с ним была очень полезна: Дмитрий Иванович многому нас научил в тактическом плане. Думаю, тогда я в этом смысле очень прибавил, а раньше не знал многих вещей, которые должен знать как защитник. Дмитрий Иванович давал очень много теории.
— А первый официальный матч за молодежку в памяти остался?
— На пару минут я «выскочил» в матче против «Динамо», когда наша команда победила 7:0. Но та игра почти не запомнилась. Зато запомнился первый матч в стартовом составе, против «Терека», когда выиграли 4:1. За день до игры Дмитрий Иванович сказал, что я выйду и буду играть левого защитника. Он объяснил, как действовать, и попросил не волноваться. Играл я на одном фланге с Джано: он впереди, а я позади, страховал его.
— Но вы ведь центральный защитник. Непривычно было играть слева?
— Да, но я знал, как нужно действовать. Да и состав у нас был очень сильный, «Тереку» практически ничего не удалось создать.
— В том году дублеры «Спартака» завоевали золотые медали. Как и позднее, в сезоне-2012/13, тоже при вашем участии.
— В 2010-м я практически не играл: можно сказать, просто числился в заявке. Так что радости было не так много. А вот когда выиграли во второй раз, провел почти все матчи, пропустил только один: получил четвертую желтую карточку. Тот сезон по-настоящему запомнился.
— Карточек вообще много получаете? Вы грубый игрок?
— Наверное, нет. Могу иногда «завестись», но чтобы с двух ног лететь в игрока ― такого не бывает. Хотя в прошлом сезоне красная карточка у меня была, но там был не грубый фол, просто игрок убегал один на один.
— Пенальти «привозить» случалось?
— Было такое. И вспоминать матчи, когда благодаря тебе забили гол, конечно, неприятно.
— Вы ведь, кстати, и сам иногда забиваете. И в год, когда выиграли молодежное первенство, забили немало для защитника ― 5 мячей.
— Я тогда исполнял пенальти (два гола как раз и забил с 11-метровой отметки) и участвовал в розыгрышах стандартов. Все делали партнеры ― мне оставалось только попасть в ворота.
— И все-таки забивать было приятно?
— Конечно. Хотя мне в радость и сделать хорошую передачу или отобрать мяч.
— В двусторонках в нападение не рветесь?
— Бывают тренировки, когда, например, играем на четверо ворот, кто где хочет, ― тогда стараюсь идти вперед и забивать.
— Кстати, в год чемпионства вы еще и капитаном были. Приятно это?
— Конечно. Но и ответственности больше. Тогда в команду пришли ребята помладше: нужно было и примером быть, и «напихать» иногда. Но раз выиграли ― значит, вся команда справилась, и я в том числе.
— А еще в начале 2013-го вы отправились на сборы с основным составом «Спартака».
— Да, и сразу почувствовал разницу в уровне. Понятное дело, ощущалось, что где-то не хватает опыта и мастерства. Не скажу, что было совсем тяжело: из упражнений не выпадал. Работать было очень интересно.
— Кто из футболистов впечатлил больше всего?
— Макгиди был в порядке: оказаться против него один на один было очень тяжело. Хурадо, Ари, Мовсисян, Боккетти.
— А в общении?
— В основном общался с русскими ребятами: Макеевым, Дзюбой, Песьяковым, Яковлевым, Козловым… В коллектив влился довольно быстро, с ними легко было.
— Кстати, после сбора Дзюба в одном из интервью отметил ваше чувство юмора.
— У него с этим тоже все хорошо! Как и у всех ребят. Компания вообще хорошая подобралась, много шутили.
— И над кем больше всего?
— Над Козловым. Особенно когда в PlayStation играли. Играет не очень, но все время «рассказывает»! (Смеется.)
— Самое популярное среди футболистов развлечение на сборах и вас не обошло?
— Мы даже турниры устраивали. Но это во всех командах так.
— И кто же в этих турнирах побеждал?
— Тогда, помню, Песьяков выигрывал что-то, Дзюба еще. А вот Макеев с Козловым плохо играют. Паша Яковлев, по-моему, вообще не играл.
— За кого обычно играете?
— За «Реал»: это там самая сильная команда. За «Ювентус» еще.
— Выбор туринского клуба не случаен? Болеете за него?
— Ну да. Мой брат болел за «Ювентус», еще когда я был маленьким и ничего особенно не понимал; вот и стал, как брат, болеть за него. Хотя сейчас, наверное, так уже не переживаю.
— Любимый чемпионат, по логике, итальянский?
— Вообще испанский, пожалуй. Хотя и английский интересный.
— Вы из тех футболистов, что смотрят много футбола?
— Да. Моя девушка, с которой мы вместе живем, уже даже злится, когда я его включаю. (Смеется.) Но уж если включу ― всегда посмотрю матч. Если это, конечно, не французский чемпионат, вот его не люблю.
— Каждый день смотрите?
— Да. Хотя не по пять матчей, конечно!
— А свои матчи в записи просматриваете?
— Нет. Не люблю футбол на компьютере смотреть, да и свои матчи тоже ― только на разборе игры.
— Но все же какие-то игры для себя сохранить хотелось бы?
— Даже не знаю, я ведь на высоком уровне и не играл. Наверное, можно было бы сохранить матч против «Краснодара», в котором дубль стал чемпионом в сезоне-2012/13. Это была интересная встреча: мы проигрывали 0:3 к двадцатой минуте, но смогли отыграться вдесятером и выиграли 5:4. Вот такой матч я бы, пожалуй, посмотрел, спустя время. И, может, еще товарищескую игру против «Шахтера» за основной состав. И кубковую ― за основу против «Салюта» в Белгороде.
— Это пока ваш единственный матч за основной состав. Как узнали о том, что будете играть?
— Мы с Колей Фадеевым тогда тренировались с дублем и даже не надеялись ни на что. И вдруг нас вызвали на предыгровую тренировку, а потом отправили вместе с командой в гостиницу. А когда в день игры объявили состав ― мы оба были в списке. Я очень удивился, конечно. Написал всем родным, чтобы смотрели трансляцию. Волновался, но все прошло нормально.
— Часто говорят, что в первом матче главное ― ничего не испортить. Не испортили?
— Вроде нет. Ничего забить не дал. То есть нам забили, но моей ошибки там не было. Я даже мог сам забить, после углового. Кто-то из ребят хорошо подал, а защитник, который должен был выбивать, почему-то пригнулся ― я подставил ногу и ударил выше. Хотя вероятность забить в той ситуации была процентов 90.
— Обидно было, что не получилось?
— Да. Если бы забил ― было бы что рассказать!
— Как спалось после этого матча?
— Конечно, думал, анализировал, что и как следовало сделать лучше. Но я тогда очень устал: газон был очень тяжелый, а местные болельщики гнали «Салют» вперед. Так что спал нормально.
— Учитывая амплуа, вы, наверное, вообще не любитель побегать…
— Если честно, да. Я больше люблю играть с мячом, контролировать его. Даже по спартаковской школе привык так играть: со всеми первым номером, все через мяч, через пас. Даже и не припомню, чтобы в школе нас кто-то «возил», а мы «автобус припарковали» в своей штрафной. Может, если бы я воспитывался в другой школе, там бы и бегал.
— На матче с «Салютом», кстати, было немало болельщиков. Впечатлила атмосфера?
— Да. В этом смысле еще очень впечатлил товарищеский матч с «Шахтером» за основу, там тысяч 25 зрителей собралось. И на первом матче на «Открытие Арене» атмосфера была потрясающая! Когда вышел на поле, было даже непривычно, что, когда стараешься подсказывать своему игроку, он из-за шума не слышит. Я так орал, что даже охрип!
— Сорвали голос за полчаса?
— Да, такая игра была…
— Что оставило самые яркие впечатления?
— Сам факт, что я сыграл! Это ведь войдет в историю. То, что я побывал на этом матче ― и не в качестве зрителя, а как игрок.
— Ради таких матчей и стоит играть?
— Да. А ради чего еще? Хочется, конечно, пробиться в основу и играть на этом стадионе, при этих трибунах.
— Пока вы выступаете за «Спартак-2». То, что есть такая команда, ― хорошо?
— Да. Хотя когда мы, будучи еще дублерами, узнали о ее создании, не все отнеслись к этой идее с интересом, кто-то даже собрался уходить: не все хотели играть во второй лиге.
— Вторая лига оказалась такой, как представляли себе?
— Пожалуй, она оказалась даже лучше. Представлял, что здесь будут бить по ногам, что игры никакой… В принципе, такого нет. Бывают, конечно, выездные матчи и спорное судейство в них. Но в целом все гораздо лучше, чем я думал. А в прошлом сезоне нам, конечно, было тяжело: дублем мы всех «возили», а во второй лиге борьба гораздо серьезнее. В итоге стали только четвертыми.
— С прошлого сезона состав «Спартака-2» претерпел не слишком много изменений, а многие и вовсе знакомы еще по дублю. Это заметно облегчает задачу?
— Да. Мы все очень хорошо знаем друг друга: и сильные стороны, и слабые. И коллектив у нас очень хороший. В других клубах как? На сборы съездили, поменяли часть игроков ― уже не то. А у нас все стабильно, команда очень дружная.
— Первая часть сезона позади. Как ее оцениваете?
— Думаю, мы провели ее хорошо: и по результату, и по игре. Все-таки идем на первом месте с отрывом в 6 очков. Хотя, конечно, должны были выигрывать больше. Но, наверное, только побеждать невозможно. Приятно завершать этот отрезок на первом месте, а не на седьмом, как в прошлом году. Главное только не впадать в эйфорию, а как следует готовиться к весне. Но у нас в команде такого и не происходит: какой-то огромной радости у нас нет, все понимают, что все решится в оставшихся десяти матчах.
— В первую лигу хочется?
— Да, очень! Для нас, молодых, это вообще будет здорово, там мы сможем прогрессировать быстрее. Конечно, играть там будет сложнее, но и мы к тому времени станем сильнее! |